Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Вас приветствует педагог-психолог Речицкой школы-интерната для детей с нарушением слуха Дворник Елена Валерьевна.Рада приветствовать Вас на страницах моего блога. Я создала этот блог для того, чтобы помочь вам стать счастливее, чтобы помочь вам правильно смотреть на мир и при этом стараться изменить себя и свою жизнь, а не весь мир. Read more: http://www.vegelicacy.com/blog/1/rada-privetstvovat-vas-na-stranitsah-moego-bloga#ixzz55qRcMmHh

Впереди экзамен

Экзамен - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать экзамен. Все задания составлены на основе школьной программы. 
                      Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
     Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает ослабить эмоциональное напряжение и сохранить хорошее самочувствие и настроение.
Профилактика экзаменационного стресса у выпускника.
Расписание.
     Есть важное условие, без которого ребенку сложно сдать экзамены, не рискуя здоровьем: режим дня. Спать ребенок должен если и не больше, то никак не меньше обычного, потому что это единственная возможность быстро восстановиться после умственной и эмоциональной нагрузки: лег вечером спать - с утра как новенький. На первый взгляд несколько урезанных ночей не навредят, но у каждого свой запас прочности. Ребенок может начать жаловаться на боли в области сердца, неожиданно свалиться с ангиной или обострением хронической болячки уже после пары сданных такой ценой экзаменов.
Еда.
  Известный советский психолог Алексей Леонтьев советовал родителям «слегка перекармливать» ребенка в период экзаменов - это снижает нервную возбудимость. Однако при этом снижается и активность головного мозга - не зря ведь говорят, что сытое брюхо к учению глухо. Есть пища, стимулирующая работу мозга и слегка возбуждающая нервную систему, - это все углеводистое. В период экзаменов  вполне можно  сладости сверх обычного, тем более что шоколад, например, стимулирует синтез серотонина в организме, который обеспечивает активность и хорошее настроение. Таким же эффектом обладают,бананы, какао, сладкий грецкие орехи, сухофрукты, перец, блюда из баклажанов, куриная грудка - добавьте все это в свой рацион.
Накануне экзамена.
     Ночь перед экзаменом - святая. Повторение, конечно, мать учения, а зубрежка - палочка -выручалочка не очень способных школяров, но все это не стоит последней предэкзаменационной ночи, проведенной в постели. Особенно это касается сдачи гуманитарных предметов, где успех напрямую зависит от того, насколько хорошо работает голова.
Без таблеток!
    Успокоительные перед экзаменом - медвежья услуга: они тормозят активность головного мозга, тревожность, конечно, снижается, но ребенок при этом соображает медленнее, чем хотелось бы. Есть смысл дать мягкое успокоительное перед сном, чтобы сон был крепким - у тревожных детей на фоне стресса часто возникают проблемы с засыпанием. Лучше давать травы (что-то одно или в смеси) - валериану, пустырник, пион, боярышник из расчета 1 капля на 10 килограммов веса.
Экзамен без стресса.
     Ученику обычно кажется, что количество материала для повторения (а то и изучения) так велико, что справиться невозможно. Инстинктивно он отодвигает день расплаты и накануне экзамена оказывается перед горой неусвоенной информации.
Как же правильно построить работу?
    Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий - остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как 20-30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.
    При этом нельзя забывать про коварные психологические "ловушки". Первая - это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик порой чувствует, что где-то когда-то он все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!
    Еще одна ловушка - эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
     Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки. Да, текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается.     Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса. За этим порогом начинается вред: в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...
Не думать о провале!!!

    Экзамен - волнующее событие, но волнение может быть разного рода. Чаще всего оно порождено боязнью неудачи. Боязнь же продиктована прежде всего необычностью ситуации. Этот фактор желательно заранее смягчить. Если ученик все время перед экзаменом провалялся на диване - пускай и с учебником в руках, - контраст со строгим экзаменационным классом будет слишком силен.
    Поэтому готовиться лучше в максимальном приближении к реальной обстановке: учить, сидя за столом, проговаривать ответ - стоя "у доски", может быть даже в том же костюме, в котором отправишься на экзамен. О костюме тоже надо позаботиться. Если у учителя при виде какого-то наряда возникает сомнение: на экзамен собрался ученик или на танцы, то это сомнение легко распространяется и на качество ответа. Самовыражение во внешности лучше отложить до выпускного бала.
    Кто-то мудро заметил: "Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились". Вид спокойного, уверенного в себе ученика действует на экзаменатора однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится...
    Идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.
Практические рекомендации ученикам, сдающим экзамен.
1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
3. Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. А также необходимо определить время занятий с учетом ритмов организма.
Планирование
     В плане на каждый день определите, что именно сегодня необходимо изучить.
Определите в какое время Вы наиболее работоспособны, и в зависимости от этого, загружайте утренние или вечерние часы.
Тест «Сова» или «Жаворонок»
Вопрос №1
В какое время вы проснетесь, если легли спать на 4 часа позже обычного? Длительность вашего сна ничего не ограничивает.
Как обычно – 1 балл, на час позже – 2 балла, на 2 часа – 3 балла, на 3 часа – 4 балла, на 4 часа позже – 5 баллов.
Вопрос №2
Сколько времени вам потребуется, чтобы уснуть в 23 часа, если всю предыдущую неделю вы ложились и вставали когда хотели?
Не более 10 минут – 1 балл, 15 минут – 2 балла, 20-30 минут – 3 балла, 55-60 минут – 4 балла, больше часа – 5 баллов.
Вопрос №3
Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, когда будет максимум вашей физической активности и работоспособности?
Утром – 1балл, утром и днем – 2балла, утром и вечером – 3 балла, днем – 4балла, во второй половине дня и вечером – 5 баллов.
Вопрос №4
На какое время вы назначали бы восход солнца на своем необитаемом острове, если бы это от вас зависело?
До 5 часов – 1балл, 6 часов – 2 балла, 7 часов – 3 балла, 8 часов – 4 балла, 9 часов – 5 баллов.
Вопрос №5
В течение недели вы ложились спать и вставали когда хотели. Утром вы должны проснуться в 7 часов утра без будильника. В какое время вы проснетесь?
До 6.30 – 1 балл, 6.30-6.50 – 2 балла, 6.50-7.00 – 3 балла, 7.00-7.10 – 4 балла, после 7.10 – 5 баллов
Вопрос №6
Вам нужно выкроить в рабочем расписании 3 часа для чрезвычайно ответственного дела. Какое время вы предпочтете?
8-10 часов – 1балл, 9-12 часов – 2 балла, 10-13 часов – 3 балла, 11-14 часов – 4 балла, 12-15 часов – 5 баллов.
Вопрос №7
Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?
Только перед сном – 1балл, после сна и после обеда – 2 балла, в послеобеденное время – 3 балла, после обеда и перед сном – 4 балла, только после сна – 5 баллов.
Вопрос №8
Если вы можете спать, сколько хотите, то в какое время обычно просыпаетесь?
В 7 утра или раньше – 1балл,
8 часов – 2 балла, 9 часов – 3 балла, 10 часов – 4 балла, 11 часов утра или позже – 5 баллов
Теперь подсчитайте количество полученных баллов.
Меньше 16 баллов – типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Решительно откажитесь от сверхурочной работы и не соглашайтесь выходить в ночную смену: такой может способствовать в вашем случае внутренним заболеваниям.
16-20 баллов – умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». И все же не переоценивайте запас прочности своего организма – переход на ночной образ жизни может выбить вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье.
21-27 баллов – «голубь»(дневной тип). Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.
28-32 балла – умеренная «сова» (вечерне-дневной тип). Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда офис уже закрывается. Не ломайте себя – найдите работу по свободному расписанию
Больше 32 баллов – типичная «сова» (вечерний тип). Из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу, которая начинается до 2 часов дня!

Признаки экзаменационного стресса.
     Признаки стресса ощущаются на физическом, поведенческом и эмоциональном уровне. На физическом уровне присутствуют боли в животе, потливость, учащенное сердцебиение, появляются симптомы кожного зуда, астматические проявления.
   Эмоциональные признаки выражаются в угнетенном настроении, раздражительности, нарушении памяти, плаксивости и импульсивном поведении. Человек не может контролировать проявление эмоций, симптомы ухудшаются при отсутствии полноценного отдыха. Специалисты рекомендуют не жертвовать сном ради «зубрежки», желательно чередовать подготовку к экзамену с отдыхом.
   На поведенческом уровне стресс выражается в неконтролируемых движениях. Человек может кусать ногти, накручивать волосы, постукивать пальцами или скрежетать зубами. Многие отмечают, что в процессе подготовки к испытанию теряется интерес к внешнему миру, нет желания следить за собой.
   При этом у экзаменационного стресса есть и положительная сторона. В малых пропорциях он обеспечивает организм адреналином, что поддерживает человека в необходимой форме и мотивирует к действиям.
Причина стрессового напряжения.
     Волноваться перед любыми испытаниями абсолютно естественно. Для некоторых людей это необходимый стимул для успешной сдачи экзамена. Но для большинства экзаменуемых ситуация проверки оказывается сильным стрессом, они забывают выученный материал, начинают заикаться, не могут сформулировать ответ, краснеют, у них трясутся руки и накатывает тошнота.
     Чтобы снять признаки стресса необходимо учиться владеть собой. Основная причина стресса – неизвестность и ситуация оценивания. Пугает дальнейшее развитие событий, мучает страх. Чтобы легче было взять себя в руки существуют несколько способов:
- Не возбраняется подкреплять уверенность в своих силах мысленной похвалой. Говорите себе, что вы молодец и умница. Положительная оценка позволяет настроиться на грядущее событие.
Когда начинается страх от предстоящего ответа, рекомендуется сказать себе: «Стоп! Я справлюсь».
- Желательно смотреть на ситуацию экзамена со стороны, представьте, что вы участвуете в фильме или сериале. Такой подход снизит значимость момента.
- Проходить любое испытание лучше всего в компании с позитивными людьми. Доказано, что смех снижает уровень тревоги и беспокойства. И, наоборот, коллективное нагнетание обстановки повышает уровень напряжения.
- Психотехники для снятия экзаменационного стресса.
Как снять стрессовое состояние? Существует большое число психологических техник для снятия эмоционального напряжения. Рассмотрим основные способы.
Визуализация
   Ее желательно делать в расслабленном состоянии, можно практиковать упражнение в вечернее время перед сном. Представляйте себе процесс экзамена, ваша речь четкая и без запинок, испытание проходит легко и непринужденно. Визуализируйте экзаменатора, обстановку, билеты, помещение. В воображении должна присутствовать уверенность и спокойствие.
Устранение нервного напряжения.
     Снять нервное напряжение поможет упражнение с орехом. Ладонью левой руки необходимо прижать орех к правой ладони. Начинайте делать круговые движения по часовой стрелке, а через три минуты повторите манипуляцию, но уже в обратную сторону.
Дыхание.
     Регулировка дыхания – важный момент для снятия симптомов волнения. Попробуйте на вдохе сначала наполнить живот, а только затем грудную клетку. На выдохе расслабляем живот, а затем грудь. Дыхание должно быть медленным и спокойным.
Вербальное самовнушение.
   В психотерапевтической практике часто используются игры-формулы. Фраза для самовнушения может быть любой. Главное, чтобы она придавала уверенности.
«Мой мысли ясные, четкие, я спокоен и уверен в себе»
«Я хочу быть спокойным и стабильным»
«Моя речь грамотная, уверенная и открытая»
«Я смелый и уверенный человек»
Упражнение «Массируем руки»
Цель: стимуляция познавательных способностей.
Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом поменяем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершайте круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же самое другой рукой.
Упражнение «Частица»
Цель: найти ресурсное состояние.
«Закроите глаза. Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень-очень спокойна и счастлива, не затронутая никакими тревогами, заботами о будущем, пребывает она в полном мире, силе и счастье. До неё нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. И, если вы пожелаете, её можно представить.… Представьте свою частицу спокойствия, уверенности, умиротворения.… И теперь, через какие трудности и испытания ва
м не пришлось бы пройти, помните, что внутри вас есть частица, она с вами и даст вам больше уверенности, спокойствия и сил. Скажите себе мысленно: «Я спокоен, я готов, я собран, я уверен в успехе!» Сожмите кисти в кулаки, откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох ».
Приёмы волевой мобилизации
Упражнение «Волевое дыхание»
     Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
   После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в лёгких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
    Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
Упражнение «Мобилизующее дыхание»
    Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом.
    После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из лёгких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох производите медленно.
    Трёхкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность.
Ритмичное четырёхфазное дыхание
     Сядьте удобно и положите руки на колени.
    Первая фаза (4 – 6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперёд. Сосредоточьте своё внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло.
     Вторая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания.
    Третья фаза (4 – 6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками.
    Четвёртая фаза (2 – 3 секунды). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2 – 3 минут.
Упражнения для снятия стресса
Упражнение 1
    Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду.
    Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд.           Повторите упражнение быстрее.
    Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
    Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
Упражнение 2
    Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха).Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается напряжение. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
   Плывите по облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
 Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения.
Как всё запомнить?
    Учитывая, что запоминание материала происходит скачками, поэтому необходимо постоянно повторять материал, т.к. многократное повторение увеличивает объем заученной информации.
     Помните, что информация лучше усваивается, если её повторять в течение 15-20 минут и через 8-9 часов. Так же полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову.
     Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями.           Такой способ обеспечит запоминание надолго.
    Следует разбираться в том материале, который Вы пытаетесь выучить. Просто механическое запоминание даёт кратковременный результат. Такой тип запоминания целесообразно использовать, если необходимо заучить названия, даты, исключения из правил правописания и т.п.
      Для лучшего воспроизведения запомненного материала составьте план и тогда ничего не упустите.
      Нет смысла писать шпаргалки. Это отнимает много времени, а их использования чревато удалением с экзамена. Для того чтобы повысить эффективность запоминания, действительно важно использовать несколько видов памяти, в том числе зрительную и механическую. С этой целью можно использовать метод ассоциаций: делать краткие записи, тезисы, рисовать различные схемы, таблицы и т.п., которые можно будет использовать при повторении изученного и воспроизвести непосредственно на экзамене в качестве опоры для ответа.
Накануне экзамена
     Настройтесь на успех. Доказано, что если перед экзаменом чувствовать себя неуверенно, переживать о провале и все время нервничать, то изучаемый материал будет гораздо хуже усваиваться. И наоборот, четкая установка на успешное усвоение поможет сохранить в памяти выученное не только до экзамена, но и надолго после него.
В день накануне экзамена следует прекратить всяческую подготовку, дабы избежать эффекта "каши в голове". В последний вечер перед экзаменом дайте себе отдых. Постарайтесь пораньше лечь спать. И избегайте мыслей наподобие «А что будет, если я не сдам?». Замените их на более уверенную формулировку: «Я спокоен и уверен в себе».
В день экзамена.
     Справиться с волнением в день экзамена практически невозможно, особенно если этот экзамен первый в жизни или решает Вашу дальнейшую судьбу. Тем не менее, можно несколько снизить уровень стресса и обеспечить себе успех. Не стоит в этот день принимать успокоительные препараты, так как они могут вызвать сонливость или расфокусировать ваше внимание. Вместо этого стоит съесть несколько кусочков шоколада, это активизирует мыслительные процессы. Для того, чтобы справиться с физическим напряжением, нужно сделать зарядку или физическую разминку перед завтраком. Полезно также принять контрастный душ, завершая его обливанием холодной водой.
Подготовка к экзаменам по шагам
- Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. Для начала определить, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
- Начинайте – пока не устали – с самого трудного раздела.
- Обязательно чередуйте работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв.
- Чередование умственного и физического труда.
- Повторяйте материал по вопросам.
- Ответы на наиболее трудные вопросы желательно рассказать вслух.
- Надо помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
- Готовясь к экзамену, рисуйте себе картину победы.
- Помни, что вера в успех – это половина успеха!
Во время экзамена.
     И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
     Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
     Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
    Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
     Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
Взяв билет, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окружающих.
Начинайте готовиться с того задания, которое легче для вас.
Напишите примерный план ответа.
Сформулируйте краткий ответ на вопрос.
Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
В конце ответа желательно сделать вывод.
Обязательно оставьте время для проверки своей работы.
Если экзамен сдан успешно:
Похвалите себя.
Постарайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые стоит себя похвалить. Скажите: «Какой я молодец! Я хвалю себя за то, что…
Побалуйте себя сюрпризом.